Веревочный курс - это весьма популярный среди психологов тренинг командообразования (сплочение коллектива, формирование эффективной команды, пробуждение лидерских качеств).

Целями и задачами веревочного курса являются

– освоение групповых стратегий и тактик,
– пробуждение интереса к инициативе, творческому решению проблем,
– самовыражение,
– самопознание и познание других участников,
– уверенность в себе, своих силах,
– просто опыт решения конкретных проблем,
– преодоление страха, собственных комплексов,
– обучение приемам эффективной коммуникации.

Веревочный курс называется так, потому что в его основу положена идея от том, что члены команды должны быть словно связаны одной веревкой.

Веревочный курс весь состоит из физически активных упражнений. Но это не простая физкультура. Здесь активно участвует не только организм, но и психика участников. Поэтому упражнения веревочного курса часто называют психофизическими.

Участники веревочного курса учатся преодолевать барьеры в общении, узнают ближе друг друга, благодаря этому и происходит сплочение группы. Но ведущие должны внимательно следить за тем, чтобы отдельные участники не форсировали этот процесс, уважали друг друга, имели терпение.

После каждого упражнения устраивается обсуждение. Во время его участникам дается возможность понять, как было принято решение, кто занял активную позицию, как некоторые обстоятельства повлияли на результат. Обсуждается и то, как можно было бы поступить иначе, что для этого надо было бы сделать. Время от времени желательно вводить в обсуждение ключевые понятия: «качество» и «эффективность». Участники должны понять, а где-то и «на собственной шкуре» осознать, что качество не всегда означает эффективность, а эффективность не обязательно подразумевает качество. И всегда желательно находить разумный баланс между качеством и эффективностью.

Для успешного веревочного курса нужна доброжелательная атмосфера, некоторый базовый уровень доверия. Если группа работает на коллективный результат, команда, а не отдельный человек, становится «рабочей единицей». Когда люди собираются вместе, чтобы работать сообща, каждый привносит определённые таланты: творческий подход, эмпатию или техническую эрудицию. Но иногда внутренние обстоятельства не позволяют людям поделиться своими дарованиями.

В коллективах с высоким уровнем помех эмоционального и социального происхождения – из-за страха или гнева, соперничества или обид, - люди не могут проявить себя с лучшей стороны. А вот согласованность помогает коллективу получать максимальную пользу от способностей каждого участника группы.